Прорыв в советском автопроме: история идеальной «копейки»

В 1965-м году одна из моделей итальянского автопрома FIAT-124 получила заслуженный титул «Автомобиль года». Тогда же компания «Внешторг» и автозавод FIAT подписали контракт на производство автомобилей. Для реализации проекта в городе Тольятти решили возвести целый автомобильный завод.

По договору с представителями FIAT было решено наладить выпуск трех моделей машин: ВАЗ-2101 (седан), ВАЗ-2102 (универсал), ВАЗ-2103 (люкс). Именно «копейка» впоследствии стала легендарной машиной в истории волжского автозавода и советского автомобилестроения в целом, а некоторые из них «дожили» до нас, и их можно встретить на улицах Казани.

С чего все начиналось

Инженеры советского завода не стали точь в точь копировать «Автомобиль года»: во-первых, это был вопрос этики, а во-вторых, FIAT-124 не подходил для езды по нашим дорогам из-за малого дорожного просвета, ведь советский человек имел культ дачи, и в выходные ему приходилось ездить по полям и лугам. Кроме того, конструкторы пришли к выводу, что кузов этого автомобиля недолговечен, а двигатель недостаточно мощный. Также пришлось заменить обе подвески на более усиленные.

Прорыв в советском автопроме: история идеальной «копейки» © Моблиус.ру

Что получилось

Модель FIAT-124 была изменена практически до неузнаваемости, ВАЗ-2101 отдаленно напоминала свой прототип, и то лишь внешне. Всего инженеры-конструкторы и дизайнеры внесли в FIAT-124 более восьмисот различных изменений. Почти все уверенно говорят о том, что ВАЗ «украл» модель у FIAT, но это обвинение несправедливо. Ведь кроме внутренних, машину постигли и внешние изменения. С левой стороны было установлено зеркало заднего вида, ручки всех дверей, во избежание травмирования, решили утопить в корпус. ВАЗ-2101 можно считать первым крупным интернациональным проектом советского союза.

Плюсы

Первый ВАЗ-2101 появился 19-го апреля 1970 года. Автомобиль был тихим, удобным в плане эксплуатации и, в целом, ознаменовал прорыв в советском автомобилестроении, представив качество, которого еще не видел советский человек. Салон авто специалисты назвали самым комфортным в этом классе, так как он был не только просторным, но и имел раскладывающиеся сиденья.

Даже итальянцы признали, что советские инженеры смогли переплюнуть их и сделали копию лучше оригинала, поговаривают, что заморские конструкторы даже «позаимствовали» некоторые наработки, дабы использовать их в своих новых моделях.

Прорыв в советском автопроме: история идеальной «копейки» © Моблиус.ру

«Копеечная» безопасность

На скорости более 60 километров в час столкновение «копейки» с неподвижным объектом (например, столбом) не оставляло никаких шансов  водителю и пассажирам. Каждый из краш-тестов превращал манекенов в рваный пластик. Сегодня такие результаты не позволили бы машине выйти с конвейера, но на то время «копейка» считалась эталоном безопасности среди машин в СССР, в основном, благодаря очень качественной сборке кузова. Да и не факт, что более современные модели волжского автозавода способны в случае транспортного происшествия позаботиться о своих пассажирах.

Признание

Первые экземпляры модели вызвали фурор в Советском Союзе. Автомобиль мог заводиться в условиях низких температур, пластиковые части салона были устойчивы к солнечному свету, а антифриз в системе охлаждения избавил водителя от необходимости сливать воду из радиатора на каждой стоянке. Кроме того, сама езда на этой машине была не только очень удобной, но и надежной.

Прорыв в советском автопроме: история идеальной «копейки» © Моблиус.ру

Имя

«Жигулями» машину назвал конструктор Александр Черный, но народ как-то не принял это наименование. ВАЗ-2101 стал называться «единичкой», а в 1990-х годах из-за массового появления новых марок автомобилей престиж «единички» упал, и ее «разжаловали» до «копейки».

Автор: Наталья Комлева, фотографии: Никита Перфильев, Марго Голубева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *