Почему вместе со снегом ежегодно сходят дороги?

Мы часто слышим возмущения автомобилистов типа «я плачу налоги, где дороги?» или «почему вместе со снегом каждый год сходят дороги?», ну и самое распространенное мнение, что дорожники специально делают плохие дороги, чтобы на следующий год не остаться безработными.

Мы решили порассуждать об одной из классических бед нашей страны — дорогах. Большая часть автомобильных дорог России находятся в умеренных широтах. Средняя продолжительность зимнего периода в таких широтах – около 90 суток. Покрытие и основание из асфальто-бетонных смесей следует устраивать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С, а осенью – не ниже +10°С. Таким образом, продолжительность работ по строительству, реконструкции и ремонту в таких условиях не может превышать 90 – 120 дней, а в оставшуюся часть года вся деятельность сводится сводиться к содержанию автомобильной дороги.

Любое инженерное сооружение требует к себе внимания и нуждается в уходе. Всё начинается с малого: банальная трещина приводит к образованию незначительной выбоины и ямы, которая по государственным стандартам РФ является нормативной. По достижении  определенных размеров она приобретает значение ненормативности, и уже подлежит ликвидации в рамках гарантийных обязательств. Но этого вполне можно избежать, проводя своевременную  работу по санации трещин.

img_1875

Отметим, что последние 5 лет такие работы на улично-дорожной сети не наблюдаются. Причина достаточно проста: санация трещин выполняется в рамках содержания дорог, а организации, ответственные за это, называют их «отраженными трещинами», и вместо того, чтобы оперативно устранять, обращаются к гарантийным обязательствам по ремонту. Но укладчики покрытия, в свою очередь,  не могут ликвидировать «отраженные трещины» в рамках ремонта, так как по регламенту они попадают под программу реконструкции и капитального ремонта. Такие виды работ требуют значительных временных и финансовых затрат. Выходит, что правовых оснований по понуждению организации, выполнившей ремонт дороги и осуществляющий ее содержание по санации трещин нет. Соответственно, в этой области очевиден правовой пробел.

Большинство автолюбителей жалуются на колею, которая образовывается по нескольким причинам. Первая — низкая прочность дорожной одежды (конструкции). Вторая — истирание верхнего слоя покрытия дороги, этим и объясняются дорожные проблемы большинства городов. Любой материал стирается, а в условиях интенсивного роста автомобилизации населения этот процесс усугубляется. Значительное влияние оказывает применение шин с шипами, но согласитесь, было бы смешно запретить водителям России использовать зимнюю резину.

Выход из ситуации мы видим в разработке или изобретении нового материала, способного противостоять таким условиям. Но 90-е годы сильно «потрепали» научно-исследовательские институты, многие из них были вынуждены закрыться, так что здесь сразу встает проблематика дефицита научных кадров и экспериментальных лабораторий. К тому же, по заведенной традиции,  большая часть масштабных дорожных работ бывает приурочена  к какому-то мероприятию, будь то Тысячелетие, Универсиада, Чемпионат мира и так далее. В итоге все проводится в спешке, и на разработку материалов не выделяют ни денег, ни времени.

img_1819

Проблему может решить и снижение жесткости конструкции дорожной одежды, то есть, способности покрытия упруго деформироваться под тяжестью транспортного средства и восстанавливаться. Это достигается применением разнотипных материалов в конструкции дорожной одежды и распределением нагрузки от меньшей площади к большей. Естественно, данные меры приводят к утолщению полотна и закономерному увеличение расхода строительных материалов, которые итак «съедают» львиную долю общей сметы – порядка 85%.  Кроме того, в этом случае потребуется реконструкция всей улично-дорожной сети города, где есть колея. Так что, сами видите, не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Повсеместно наблюдаются проблемы с дорожной разметкой, которую можно наносить, в лучшем случае, с конца мая по середину октября, так как для этого требуется температура воздуха не менее + 10 градусов, температура асфальта не менее + 7 градусов и влажность дорожного покрытия не более 68 %. Для этих целей используют широкий спектр материалов  –  краску, термопластик, холодный пластик и так далее. Главным критерием в выборе является фактический срок службы нанесенного материала, так, для городских условий больше подходит термопластик и холодный пластик. Но и от них не стоит требовать невозможного – при нынешнем объеме потока транспортных средств ни одна разметка долго не «проживет».

dsc_0388

 

Сейчас повсеместно выходят статьи о возможности строительства пластиковых дорого, но не стоит забывать, что пластик – это органика, а любое органическое соединение подвержено «солнечной коррозии». Полагаю, что дорога из пластика это утопия, как в произведениях школьной программы 8-го класса о построении идеального общества.

Закон о защите прав потребителей еще никто не отменял. Если государство не способно обеспечить отрасль новыми технологиями и материалами, то выход из положения в ее передаче в частные руки. Предприниматели и организации более мобильны в своей деятельности, а главное, мотивированы на высокий результат. Те из них, которые не смогут предоставить качественные услуги по минимальной цене, через определенный промежуток времени покинут рынок. Этот процесс, на мой взгляд, будет очень болезненным, но необходимым, и государство не должно ему мешать.

Автор: Николай Столяров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *