Вариатор или автомат? Основные отличия, минусы и плюсы

Почему-то на российском рынке немного скептически относятся к вариатору (CVT) и на его фоне стараются делать выбор в пользу автоматической коробки переключения передач (АКПП).

Данный факт остается загадкой, ведь по ощущениям разгона и экономии топлива вариатор превосходит АКПП. Давайте более подробно поговорим об этом и сравним все плюсы и минусы этих трансмиссионных систем.

Если верить статистике, то 50% продаж приходится на АКПП, а остальные 50% делят почти поровну между собой CVT и роботизированные трансмиссии. При этом доля рынка «робота» повысилась после того, как его начали активно устанавливать на отечественные «Весты» и «Приоры». Но, как известно, бывает ложь, наглая ложь и статистика, так давайте перейдем к сравнению характеристик.

img_4910

Автоматическая коробка передач появилась впервые в 1903-м году на водном транспорте, ее изобретателем был немец по фамилии Феттингер. Им была придумана гидромуфта, которая является важной частью любой АКПП. На автомобилях впервые подобную коробку переключения скоростей применили в 1940-м году на Oldsmobile. Изначально коробки были 3-скоростными, чего вполне хватало для заднеприводного автомобиля.

АКПП совершенствовалась годами, и, если бы не было предела совершенству, то можно было смело утверждать, что современная автоматическая коробка идеальна. Крутящий момент в ней передается за счет давления масла и если бы не валы с планетарной передачей и стальные фрикционы, то ломаться в коробке было бы не чему. При сжатии или разжатии фрикционов включаются нужные муфты, что соответствует передачам. Другими важными составляющими являются насос высокого давления и гидроблок.

img_4861

Большинство поломок АКПП происходят из-за несвоевременного обслуживания. Достаточно забыть вовремя поменять масло и как результат мы получаем забитый гидроблок, фильтры и радиатор охлаждения автомата. Это приводит к тому, что масляный насос не может подавать нормальное рабочее давление и фрикционы начинают прокручиваться, передачи перестают включаться сразу и появляется эффект подергивания.

При правильном уходе и умеренной езде ресурса работы АКПП может хватить на несколько сотен тысяч километров. К плюсам АКПП можно также отнести: легкость управления автомобилем, надежность при должном уходе, ремонтопригодность и отсутствие избытка электронных частей. Но есть и минусы: динамика, низкий КПД, толчки при переключении, высокий расход топлива и трансмиссионного масла.

img_2278

Теперь настало время вариатора. Как таковой, принцип бесступенчатой трансмиссии придумал сам Леонардо Да Винчи в далеком 1490-м году. Изобрести изобрел, а вот внедрить не смог, ведь его гений на несколько столетий опережал свое время. Но стоит отметить, что конструкции, где два конуса, направленные в разные стороны, соединены натянутым ремнем, применяли еще на мельницах. В современном мире такой принцип вошел в обиход в 19-м веке на промышленных станках. Первым же, кто применил вариатор в автомобилях, стал голландский инженер Хуберт ван Доорн. Такие трансмиссии начали устанавливать на машинах фирмы DAF в 1958-м году.

Вариатор, в отличие от АКПП, не имеет скоростей. В конструкции имеется два шкива, один ведомый, а другой ведущий, располагаются они друг напротив друга и так же, как в чертежах Да Винчи, стянуты ремнем. В то время, когда ведущий шкив раздвинут, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, это своеобразная пятая – шестая передача. Когда шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче.

img_7912

На первый взгляд простой в устройстве вариатор предъявляет множество требований к обслуживанию. Проигнорировать замену масла тут уже не получиться, кроме того гидроблок и насос имеют неприятное свойство забиваться, отчего валы не могут нормально зажать или разжать ремень. Следовательно, ремень начинает пробуксовывать и изнашиваться, а когда он рвется, его части разрушают практически все другие механические элементы. Если не относится к вариатору серьезно, то его ресурса не хватит и на сотню тысяч километров.

К плюсам вариатора можно отнести: динамичность, уменьшенный расход топлива, отсутствие рывков при переключении передач (которых просто нет), высокий КПД, легкость управление автомобилем. Первым и важным минусом будет дорогое масло, далее идут сложная электроника, необходимость в замене ремня и трудозатратный ремонт.

Если сравнивать две описанные выше трансмиссионные системы, то понятно, что вариатор в техническом плане опережает автомат, но и требует к себе большего внимания. А если уже дело дойдет до ремонта, то придется выложить круглую сумму. Да и не каждая станция технического обслуживания примет на ремонт такую сложную компьютеризованную систему. Так что выбор стоит сделать в сторону АКПП, особенно если вы приобретаете не гарантийный автомобиль на вторичном рынке.

Автор: Николай Столяров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *