Что мы знаем о скромном «Запорожце?»

Сегодня слово «Запорожец» вызывает лишь ностальгию, а когда-то обладателям агрегата с запорожского автомобилестроительного завода завидовали. Более того, наши «Запорожцы» были очень даже популярны заграницей. Давайте вспомним, как все начиналось.

18-го июня 1959 года с завода «Коммунар» выехал первый «Запорожец 965». Это был экспериментальный образец, одобренный  руководством. 965-я модель была запущена в серию и весной 1961 года конструкторы завода стали работать над созданием ЗАЗ-966, который был представлен на ВДНХ уже в конце осени того же года.

Прототип 966-го «Запорожца» построили в двух экземплярах: с классическим расположением рычага переключения передач и с рычагом, расположенным справа от приборов. Но второй вариант не только делал машину дороже, но и усложнял управление автомобилем. ЗАЗ-966, выпускаемый в различных модификациях, полюбился советским автолюбителям.

Гонки на «Запорожцах» в Бакирово (Республика Татарстан) © Моблиус.ру

Позже на свет появилась модель ЗАЗ-968, которая имела немецкие корни. Между ЗАЗ-968 и немецким NSU Prinz 4 просматривается явное сходство, несмотря на то, что дизайнеры и разработчики постарались придать машине максимально «советский» вид. Обе машины имели популярность в своих странах.

Запорожский завод не стоял на месте, и кроме легковых автомобилей, предлагал различные варианты. Например, неожиданным стало появление ЗАЗ-овского вездехода «Целина», производство которого впоследствии передали на Луцкий автозавод.

В ходе подготовки к выпуску ЗАЗ-965 инженеры завода думали о том, что было бы неплохо построить небольшой грузовичок на базе 965-й модели. Действительно, идея была хороша, ведь стране не хватало малотоннажных грузовиков. За дело взялась группа конструкторов «Коммунара» и НАМИ.

Гонки на «Запорожцах» в Бакирово (Республика Татарстан) © Моблиус.ру

Так появилось целое семейство ЗАЗ-970. Оно  состояло из компактного грузовичка, цельнометаллического фургона и пассажирского минивэна. Причем, в то время невозможно было встретить аналоги шестиместным вагончикам. Первый образец «вагончика» был прозван «Точилом», он имел короткий капот и внешне был похож на 965-й «Запорожец». В 1962 году появились бескапотные минивэны. Профессиональный дизайнер и популяризатор автомобилизма Юрий Аронович Долматовский считался главным пропагандистом вагонной компоновки, и как оказалось, был прав. Такие машины популярны даже сегодня.

Дизайн ЗАЗ-970 разрабатывался под руководством Юрия Викторовича Данилова. 970-я модель получила серийные двигатель и коробку передач, колесные редукторы для увеличения передаточного отношения и мотор с мощностью в 27 лошадиных сил. Максимальная скорость автомобиля составляла 70-75 километров в час. Для того времени этот показатель считался нормальным. На 100 километров дороги 970-му «Запорожцу» требовалось 7,5 литров бензина. Мотор, по традиции, находился в задней части автомобиля. Машина нашла себя в сфере доставки товаров. Единственным минусом был «горб»  в кузове, который создавал определенные неудобства при загрузке и выгрузке содержимого.

Грузовики имели различные модификации: были варианты грузового авто с тентованным кузовом, фургончик для небольших торговых грузов ЗАЗ-970Ф и просто бортовой вариант.

Гонки на «Запорожцах» в Бакирово (Республика Татарстан) © Моблиус.ру

В 1962-м году о себе заявил ЗАЗ-970В – шестиместный микроавтобус. Автомобиль считался грузопассажирским – сиденья второго и третьего рядов могли складываться. «Горб» имелся и в этом автомобиле. По этой причине два пассажирских места третьего ряда устанавливались раздельно, и между ними был специальный люк для удобного доступа к двигателю. В салоне микроавтобуса появился люк в крыше для вентиляции, а пассажирская дверь «переехала» на правый борт (у фургона дверь располагалась только сзади). Начался процесс по созданию полноприводных машин ЗАЗ-971. Автомобили ЗАЗ-970/971 были разработаны на заводе «Коммунар» и имели абсолютно новые характеристики по сравнению с предшественниками. Это изобретение являлось личной разработкой заводских конструкторов, и уже не входило в планы министерства.

С появлением в стране польских грузовиков «Жук» и «Ниса», запорожские грузовые автомобили и микроавтобусы утратили былую популярность. Про ЗАЗ-970 начали забывать. Все экспериментальные образцы остались стоять на заводском дворе, постепенно покрываясь ржавчиной.

Автор: Никита Перфильев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *