Музей ГАЗа: гордость за советский автопром!

При Горьковском автозаводе есть свой собственный музей истории, где можно испытать гордость за некогда могучий советский автопром. Пустить скупую слезу, так сказать.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Если вновь не возродить «Волгу» в качестве символа власти и не наладить производство, то завод мы потеряем навсегда. Или так и будем дальше штамповать модели по иностранным лекалам.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Почему бы ГАЗ не вернуть в таксопарки? Вспомните, какая удобная была для такси машина. Каких-то несколько лет назад многие просил у оператора службы такси прислать именно «Волгу».

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Сейчас любой желающий в силу своих возможностей может позволить себе купить такой же автомобиль, как у главы государства, а раньше «Чайку» надо было заслужить.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Известный факт, что на нее даже цены не было. Сейчас подобный раритет можно приобрести примерно за 2 миллиона рублей. Вспомните, как по Москве когда-то неслись черные ЗИЛы с мигалками, но это уже история совсем другого завода…

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В мае 1929 года Высший совет народного хозяйства и американская фирма Ford заключают соглашение о налаживании массового производства моделей Форд-А и Форд-АА. Именно тогда был задан формат производства, грузовики и легковушки делались на одном заводе.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

До недавнего времени эта хорошая традиция сохранялась. Изначально завод назывался НАЗ, а уже позже был переименован в ГАЗ. Наши модели от американских отличались усилением некоторых узлов, что связано с более суровыми условиями эксплуатации. Инженеры тоже не ленились и разработали целую линейку собственных модификаций на базе американо-российского грузовика.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Впоследствии американцы присылали нам чертежи новых моделей, которые постоянно переделывались и изменялись. Что задало будущий характер российского автомобилестроения. Например, на Форд Б устанавливали поперечные рессоры и двигатель меньшей мощности, чем на русского брата близнеца.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В годы Великой Отечественной войны завод был полностью направлен на производство военной техники. На ГАЗе в те времена производили легкие армейские внедорожники ГАЗ-64, танки и бронеавтомобили различных модификаций. За годы ВОВ было выпущено примерно 200 тысяч единиц техники, это, не считая снарядов, минометов и моторов.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В музее завода можно увидеть часть немецкого снаряда, который залетел в один из цехов. За годы войны производственные площади не раз подвергались атаке, в 1943 году за один месяц завод бомбили целых семь раз.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

После войны был обновлен модельный ряд автомобилей, выпускаемых заводом. В 1946 году вышла первая «Победа», которую по неосторожности хотели назвать «Родина». После фразы Иосифа Виссарионовича «Почем родину собрались продавать?», все вопросы с названием автомобиля моментально отпали.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В 1956 году появляется легендарный ГАЗ-21, про который сняли целый фильм «Берегись автомобиля». С этой машиной связан миф о луженом кузове, на самом деле же все было иначе. До 60-х годов все заводские дефекты кузова исправляли обычным припоем. Надо отметить, что дефектов было немало.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В 1971 году завод наградили орденом имени Ленина. В этом же году началось производство принципиальной новой 24-й модели, обновили которую только в 1981 году. Но что значит обновили? Сделали глубокий рестайлинг. 24-я была признаком достатка и большого блата.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Если герой в фильме говорил «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и в Ялту…», все сразу же представляли себе ГАЗ-24. Достаточно вспомнить, с каким упоением герой фильма «Служебный роман» хвастается своему застенчивому другу своим новым автомобилем.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В музее выставлены опытные образцы, которые так и не вышли в серию из-за кризиса 90-х годов. Тогда на наш рынок хлынули подержанные иномарки, затмившие отечественные автомобили своей комплектацией и новизной. Но, надо заметить, что салон у опытных машин весьма потрепанный, видимо кто-то решил в те смутные годы не изменять отечеству.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

В тех же 90-х после долгой паузы на сцену выходит долгожданная полуторка, только название для нее выбрали весьма своеобразное — ГАЗель. В России начал развиваться мелкий бизнес, а для перевозок товара нужен был небольшой и удобный грузовичок. ГАЗ вовремя сумел занять свою нишу.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Далее были попытки начать выпускать неказистые внедорожники и весьма красивую модель ГАЗ-3111. Последняя, почему-то тоже не нашла своего клиента, что весьма странно. Полным провалом оказалась попытка наладить производства устаревшего «Крайслера» под пафосным иностранным названием Volga Siber.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Не выпустив и девяти тысяч автомобилей, производство свернули в 2010 году. По моим наблюдениям в Нижнем Новгороде довольно популярный автомобиль, скорее всего, вся выпущенная серия там и осталась.

Музей Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде © Моблиус.ру

Хотелось бы пожелать будущим инженерам и дизайнерам автомобилей ГАЗ почаще заходить в музей организованный при заводе и не забывать легендарную историю великого производства.

Автор: Ольга Егорова, фотографии: Никита Перфильев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *